Массовый ввоз автомобилей в Казахстан вызывает вопросы
С 2015 года правила ввоза автомобилей в Казахстан оставались неизменными, однако в последнее время эта тема вновь привлекла внимание. Вопросы возникли из-за увеличения случаев массовой доставки машин физическими лицами, что, по словам министра промышленности и строительства, ставит под сомнение соблюдение налоговых норм.
С апреля по декабрь 2023 года в Казахстане зафиксировано множество примеров, когда граждане доставляли по две или больше автомобилей в год. Особенно удивляют цифры: один человек ввез 793 машины, а ещё 34 гражданина оформили более 100 автомобилей каждый. Такие объемы, как подчеркнул министр, явно выходят за рамки личного пользования. Они указывают на коммерческую деятельность, которая требует соблюдения совсем других налоговых и юридических процедур.
Министр напомнил, что предпринимательская деятельность, связанная с ввозом машин, предполагает регистрацию юридического лица или товарищества с ограниченной ответственностью. При этом необходимо не только оплачивать таможенные сборы, но и перечислять корпоративные налоги, взносы в социальные фонды и подоходные налоги. Это требование действует для тех, кто занимается импортом в больших объемах. Что касается граждан, завозящих транспортные средства для собственного использования, для них правила остаются прежними.
Ситуация вызвала активное обсуждение и в министерстве финансов. По мнению главы ведомства, порядок таможенного оформления автомобилей, которые физические лица завозят для личных нужд из третьих стран, нуждается в тщательной доработке. Сейчас у физлиц есть возможность подать декларацию и оформить машину для своих нужд, но с этим возникают риски — от возможных нарушений законодательства до непредвиденных юридических сложностей.
Планируется разработка мер, которые помогут урегулировать такие вопросы и избежать правовых противоречий. По данным министерства, количество автомобилей, ввезённых физическими лицами в 2023 году, значительно выросло по сравнению с предыдущими годами. Если раньше ввоз автомобилей для перепродажи составлял небольшую долю, то в этом году число таких случаев увеличилось на 15%.
В итоге задача правительства — найти баланс между поддержкой граждан, которые завозят автомобили для личных нужд, и регулированием коммерческого импорта. Это важно не только для защиты налоговых интересов страны, но и для обеспечения равных условий на рынке автотранспорта.